Выходные данные
6(101)
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», grani@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77- 31054 от 01 февраля 2008 года, зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Теория и практика формирования субъектности будущего педагога в современной системе педагогического образования
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
ЦИФРОВОЙ ИИ-КОМПЕТЕНЦИИ У ПЕДАГОГОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Описываются результаты разработки технологии развития цифровой ИИ-компетенции учителей и её внедрения в педагогическую практику Бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования».
Ключевые слова: педагогическая технология, дополнительное профессиональное образование педагогов, цифровая компетенция, искусственный интеллект, комплексный подход.
СИМУЛЯЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Обосновывается актуальность развития коммуникативной компетентности как структурного ядра профессиональной субъектности педагога. Анализируется противоречие между высокой значимостью данной компетенции для успешной педагогической деятельности и ее недостаточным развитием в рамках традиционных моделей подготовки. В качестве эффективного решения предлагается внедрение симуляционного тренинга, технология которого успешно апробирована в других профессиональных сферах. Доказывается, что симуляция создает безопасную образовательную среду для отработки
коммуникативных навыков, моделируя сложные профессиональные ситуации взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессиональная подготовка педагога, симуляционный тренинг,
симулятор педагогической деятельности, нейросеть, эмоциональное выгорание.
Международная конференция «Художественно-эстетическое воспитание детей в современной семье»
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
Представлены материалы, связанные с воспитанием детей и подростков в современной семье посредствам традиционной
народной культуры, а также предложены различные формы взаимодействия детей и родителей. Демонстрируется авторский подход по организации и проведению детских фольклорно-этнографических экспедиции в семью.
Ключевые слова: воспитание, современная семья, традиционная культура, народные традиции, семейные традиции, фольклор, экспедиция.
Изучение, сохранение и восстановление естественных ландшафтов
ПАЛЕОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА
МУРАВЕЙНИКОВ ВОЛОСИСТОГО ЛЕСНОГО МУРАВЬЯ
FORMICA LUGUBRIS ZETT. В ПУСТЫНСКОМ
ЗАКАЗНИКЕ
Волосистый лесной муравей (Formica lugubris Zett.) – представитель группы рыжих лесных муравьев, образующий крупный комплекс муравейников на территории Пустынского заказника, предположительно являющийся реликтовым поселением. Рассматриваются палеогеографические предпосылки к формированию данного комплекса. Территориальная приуроченность комплекса к лесным рефугиумам периода позднего плейстоцена оценивалась с помощью геоинформационных
технологий, послуживших основной методикой текущего исследования.
Ключевые слова: государственный биологический заказник «Пустынский», Formica lugubris, комплекс муравейников, реликтовое поселение, рефугиум.
Педагогические науки
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С МИГРАЦИОННОЙ ИСТОРИЕЙ
В ПАРАДИГМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раскрыта сущность и результативность аксиологического и системного подходов в подготовке студентов педагогических
вузов к работе с детьми с миграционной историей. Продемонстрирована ценность опоры на принципы инклюзивного образования в процессе формирования готовности к активному взаимодействию с детьми из семей мигрантов.
Ключевые слова: высшее образования, студенты, профессиональная готовность, дети с миграционной историей, аксиология, инклюзия.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ «ДЕЯНИЙ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ» В ВОСКРЕСНОЙ
ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Рассматривается роль игровых форм в современной учебно-воспитательной деятельности, с акцентом на дидактические
игры, используемые в преподавании религиозных дисциплин в воскресных школах Русской Православной Церкви. Автор подчеркивает педагогическую и психологическую значимость игр, как эффективных средств активизации познавательной деятельности и формирования социальных навыков у учащихся в возрасте 11–13 лет. Показано, что использование игровых
технологий способствует развитию творческого потенциала детей, повышению их мотивации и эффективности обучения,
а также формирует умения самостоятельного анализа и рефлексии. Приводятся конкретные примеры игровых приемов,
таких как ребусы, карты, театрализованные сценки и квесты, демонстрирующие положительный воспитательный и образовательный эффект при работе с подростками в религиозной образовательной среде.
Ключевые слова: дидактическая игра, методика преподавания религиозных дисциплин, воскресная школа для детей, православие.
Исторические науки
ПРОФИЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СССР В 1930-Е ГОДЫ
(по материалам Нижнего Поволжья)
На основе архивных источников и научной литературы анализируется процесс реформирования системы высшего образования СССР в 1930-е гг. Отдельное внимание уделяется анализу процесса перехода высших учебных заведений в ведомственное подчинение. Показано соответствие профилей открываемых институтов Нижнего Поволжья народно-хозяйственной
специализации региона.
Ключевые слова: высшее образование, ведомственное подчинение, вузы, Нижневолжский край, подготовка кадров, народное хозяйство.
МЕСТНАЯ ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА СТАЛИНГРАДА В 1941–1942 ГГ.:
ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ГОРОДСКОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ № 140
Статья посвящена анализу постановления № 140 от 19 декабря 1941 г. как исторического источника по изучению системы местной противовоздушной обороны Сталинграда. На основе архивных документов рассматриваются организационные проблемы в обеспечении населения защитными сооружениями, причины невыполнения решений местных властей и ответственные лица.
Ключевые слова: местная противовоздушная оборона, Сталинград, постановление № 140, убежища и укрытия, исторический анализ, военная история.
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САРАТОВСКОГО ОБЩЕСТВА
ЛЮБИТЕЛЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ В ОБЛАСТИ ДРАМАТУРГИИ
И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ
(по материалам местной периодической печати)
Рассматривается просветительская деятельность Саратовского общества любителей изящных искусств (ОЛИИ) в сфере
драматического искусства и художественного чтения, проводимая им в конце XIX в. Основываясь на материалах местной
периодической печати, в первую очередь газеты «Саратовский листок», а также архивных отчетах общества, описывается и анализируется содержание театральных постановок и литературных вечеров, устраиваемых просветительским объединением. Кроме того, в статье делаются общие выводы о результатах работы этих направлений.
Ключевые слова: Саратовское общество любителей изящных искусств, культура, просветительство, любительский театр,
литературные вечера, эстетическое воспитание.