№ 2 (61) 2019
20.06.19г.
Тема номера: Международная научно-практическая конференция «Информатизация образования – 2019»
Выходные данные
№2(61) 2019 Международная научно-практическая конференция «Информатизация образования – 2019»
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», grani@vspu.ru, 8 (8442) 60-28-88. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77- 31054 от 01 февраля 2008 года, зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Загрузить  | PDF, 688Kb
Международная научно-практическая конференция «Информатизация образования – 2019»
СОДРУЖЕСТВО АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЛГОГРАДСКОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, ОПЫТ И ТЕНДЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА (пленарный доклад на Международной научно-практической конференции «Информатизация образования – 2019» (г. Волгоград, 20 июня 2019 г.))
Отражен опыт сотрудничества научных организаций, приведены результаты взаимодействия с федеральными структурами РФ. Предоставлены фрагменты состояния дел на сегодня и тенденции будущего.
Ключевые слова: академия, университет, научные и инновационные мероприятия, информатизация и цифровизация образования, научное сообщество.
Загрузить  | PDF, 1411Kb
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Рассмотрены методические подходы организации инклюзивного физико-математического образования учащихся средствами образовательных сайтов и веб-квестов.
Ключевые слова: инклюзивное образование, среднее общее образование, сайт, веб-квест, дистанционный курс, методика, физика, математика
Загрузить  | PDF, 580Kb
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИДНЕСТРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Представлены направления развития электронной информационно-образовательной среды вуза на примере Приднестровского государственного университета с учетом региональных особенностей. Описаны некоторые реализованные инновационные проекты в области цифровизации образовательного процесса.
Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, интерактивный образовательный портал, инновационные образовательные технологии, цифровизация образовательного процесса, цифровая экономика.
Загрузить  | PDF, 998Kb
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ БИНАРНЫХ УРОКОВ (МАТЕМАТИКА+ИНФОРМАТИКА) В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Национальный проект «Образование» ставит перед современной школой задачи по внедрению новых методов обучения и воспитания. Для вовлечения обучающихся в учебный процесс, рассмотрения изучаемого материала с позиции разных учебных предметов проводятся интегрированные бинарные уроки (математика+информатика). Применение ИКТ позволяет углубить знания при изучении пространственных фигур в рамках раздела «Стереометрия», повысить интерес к учебным предметам «Математика» и «Информатика», проследить межпредметные связи.
Ключевые слова: ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), интегрированный бинарный урок, 3D-технологии, наглядные средства обучения, программа Blender 3D.
Загрузить  | PDF, 580Kb
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ЛАБОРАТОРНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ “ARDUINO”
Рассматривается возможность использования комплексов “ARDUINO” для формирования исследовательской компетентности обучающихся на уроках физики. Раскрываются их особенности использования в рамках выполнения работ лабораторного физического практикума.
Ключевые слова: исследовательская компетентность, лабораторный физический практикум, физический эксперимент, творчество, методика преподавания физики.
Загрузить  | PDF, 657Kb
ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Рассмотрена проблема эколого-педагогической деятельности в условиях развития цифрового образования. Отмечено, что можно выделить три направления такой деятельности: использование ИКТ при подготовке профессиональных экологов; использование современных технических и методических средств для распространения экологической культуры среди учащихся всех уровней и профилей подготовки; а также внедрение экологических стандартов в организацию самого процесса обучения. Упор сделан на рассмотрение второго пути: показана важность распространения экологической культуры, и отмечены перспективные формы ее преподавания в условиях цифрового образования.
Ключевые слова: эколого-педагогическая деятельность, информатизация образования, экологическое образование, экологическая культура, учебная программа.
Загрузить  | PDF, 570Kb
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Анализируются особенности информатизации системы образования. Исследуются информационные технологии и средства мультимедиа, используемые в современных системах обучения математике, выявляются их достоинства и недостатки.
Ключевые слова: мультимедийные технологии, информационные технологии, интерактивность, система образования, компьютерные средства, математика.
Загрузить  | PDF, 567Kb
СОПОСТАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ДОСТУПА К БАЗЕ ДАННЫХ ПРИ ОБРАБОТКЕ ТЕКСТОВЫХ ДАННЫХ
Обосновывается выбор подходящего механизма доступа к базе данных при обработке значительного объема текстовой информации. Производится сравнительный анализ форматов баз данных “dBase IV” и “Microsoft Access 2003” при прямом доступе к файлу и доступе с помощью SQL. Приложением является база данных автоматизированного перевода.
Ключевые слова: база данных, SQL, студент, автоматизированный перевод, Microsoft Access.
Загрузить  | PDF, 594Kb
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСВОЕНИЮ СТУДЕНТАМИ СПОСОБОВ САМОКОНТРОЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Раскрываются методические подходы к освоению студентами способов самоконтроля и самооценки показателей, реагирующих на негативные воздействия средств ИКТ на организм пользователя: показателей функционального состояния с применением компьютеризированного диагностического прибора «Олимп»; показателей функционального состояния и физической работоспособности с применением компьютеризированной диагностической системы «Ритмы сердца»; субъективных и объективных показателей с применением общедоступных методов и приемов, а также электронного дневника самоконтроля. Приведены различные оздоровительные комплексы, позволяющие нейтрализовать негативные воздействия средств ИКТ на организм пользователя.
Ключевые слова: самоконтроль, показатели функционального состояния организма, негативное воздействие, средства информационных и коммуникационных технологий, нейтрализация возможных негативных последствий для здоровья
Загрузить  | PDF, 608Kb
ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Рассматриваются основные тенденции развития образования в мире, к важнейшим из которых относятся гуманизация и информатизация. Обсуждаются возможности нейронных сетей для построения индивидуальных траекторий обучения.
Ключевые слова: информатизация образования, распределенное обучение, образовательные технологии, искусственный интеллект, нейронные сети.
Загрузить  | PDF, 576Kb
РОЛЬ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ
Определены тенденции к использованию облачных технологий как одного из средств реализации ряда производственных процессов высокотехнологичных предприятий, позволяющих обеспечить гибкость и мобильность управления производством. Выполнена корректировка содержания модульной программы обучения будущих специалистов в области информационных систем и технологий в соответствии с потребностями работодателей.
Ключевые слова: облачные технологии, информационные системы, бакалавры, модульная структура содержания, высокотехнологичные предприятия, федеральные государственные образовательные стандарты.
Загрузить  | PDF, 625Kb
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УЧЕБНЫХ ЦЕЛЯХ
Представлены методические аспекты подготовки будущих учителей к планированию и организации учебной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательной организации с учетом требований ФГОС.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, федеральные государственные стандарты общего образования, информационно-образовательная среда, цифровая школа, цифровизация и информатизация образования.
Загрузить  | PDF, 562Kb
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РОССИИ
Представлен материал по использованию цифровой образовательной среды для формирования у учащихся социокультурной компетенции. Определены потребители ЦОС, ее роль в формировании у учащихся социокультурной компетенции.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, социокультурные компетенции, образовательный процесс, средства формирования социокультурных компетенций, технология работы с текстом, учебные ситуации, технология проектов.
Загрузить  | PDF, 565Kb
ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий создания хронологических лент для организации уроков литературы в средней общеобразовательной школе. Проводится анализ различных комплексных программ для создания хронолиний, обозначены их плюсы и минусы. Представлены методы внедрения ИТ-хронолиний на уроках литературы.
Ключевые слова: хронолиния, информатизация литература, ИКТ, комплексные программы, «Хронолайнер».
Загрузить  | PDF, 576Kb
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОБЫТИЙНОЙ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Представлено описание научно-методических идей по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении школьному физическому эксперименту (ШФЭ) детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт ВГСПУ в организации и обучении ШФЭ детей с ограниченными возможностями здоровья, исходя из которого с учетом ФГОС ОО-2 определены позиции для проектирования и реализации событийной модели обучения ШФЭ на основе ИКТ.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, информационные технологии, школьный физический эксперимент, событийная модель, жизненная компетенция, академический компонент, зоны на основе информационных и коммуникационных технологий.
Загрузить  | PDF, 585Kb
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
Рассматривается практический пример организации процесса обучения студентов направления подготовки «Педагогическое образование», позволяющей наиболее эффективно формировать у них отдельные информационно-технологические компетенции, выступающие важной частью общей профессиональной грамотности будущих учителей-предметников.
Ключевые слова: информационно-технологические компетенции, организация процесса обучения в вузе, педагогическое образование, подготовка учителя-предметника, общая профессиональная грамотность.
Загрузить  | PDF, 804Kb
ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Обсуждаются социальные последствия стремительной модернизации образовательной среды, которая вызвана потребностью упреждающего перехода народного хозяйства к четвертому технологическому укладу, обеспечивающему стране экономическое процветание.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация образования, цели модернизации образования, негативные социальные последствия, роль традиционных образовательных организаций.
Загрузить  | PDF, 571Kb
ТЕХНОЛОГИИ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ПЕДАГОГОВ
Представлен опыт образовательной деятельности общественной организации по организации и стимулированию учебной деятельности учителей в дистанционном режиме.
Ключевые слова: активизация учебной деятельности учителей, повышение квалификации учителей, переподготовка учителей, дистанционное обучение, вебинары, выпускные квалификационные работы, методическая копилка, видео-журнал.
Загрузить  | PDF, 579Kb
ТЕХНОЛОГИИ 3D-ПЕЧАТИ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ПРОЕКТ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Рассматриваются технологии трехмерной печати, основные направления их применения, перспективы использования в школьном образовании. Обосновывается необходимость изучения технологий 3D-печати при обучении учителей информатики. Раскрывается содержание учебного модуля, нацеленного на такую подготовку.
Ключевые слова: 3D-печать, технологии трехмерной печати, ФГОС, учитель информатики, проектная деятельность, модель, моделирование, учебный модуль.
Загрузить  | PDF, 574Kb
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ
Представлен материал по использованию робототехники при изучении естественно-научных дисциплин в школе. Определены условия использования робототехники на уроках и во внероучной деятельности.
Ключевые слова: образовательная робототехника, изучение естественно-научных дисциплин, образовательный процесс, техническое конструирование, учебные задания, исследовательские задания.
Загрузить  | PDF, 659Kb
ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Рассматриваются программно-технологические средства поддержки формирования информационной культуры курсантов в условиях единой информационно-образовательной среды военно-учебных заведений МО РФ. Охарактеризованы программные средства и изложена концепция их использования в процессе формирования информационной культуры будущих военных инженеров.
Ключевые слова: информационная культура курсантов, информационно-образовательная среда, информационные процессы, концепция импортозамещения, программно-технологические средства.
Загрузить  | PDF, 596Kb
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ УЧЕБНОГО ВИДЕО В “ULEAD VIDEO STUDIO 11”
Раскрыто понятие учебного видео, компоненты и основные этапы подготовки учебного видео, структура сценария и композиционная структура учебного видео.
Ключевые слова: учебное видео, компоненты подготовки учебного видео, основные этапы подготовки учебного видео, структура сценария подготовки учебного видео, композиционная структура учебного видео.
Загрузить  | PDF, 582Kb
ДОКУМЕНТО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ
Рассмотрена проблема информатизации университетского менеджмента. Обсуждены общие принципы построения информационной системы университетского менеджмента (ИСУМ). Показано, что при разработке ИСУМ, кроме известного процессно-ориентированного подхода, эффективным является и документо-ориентированный подход. Этот тезис проиллюстрирован на примере использования учебного плана при определении структуры ИСУМ.
Ключевые слова: информационная система, университетский менеджмент, информатизация образования, документо-ориентированный подход, процессно-ориентированный подход, учебный план.
Загрузить  | PDF, 596Kb
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ВОЖАТОГО НА БАЗЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается текущая модель подготовки вожатого на базе педагогического вуза в контексте информатизации образования, предоставляются данные об её эффективности. Приводится новая модель подготовки вожатых – создание единого информационного пространства.
Ключевые слова: вожатый, информатизация, образование, сайт, информационное пространство.
Загрузить  | PDF, 573Kb
УСЛОВИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Рассматривается цифровая образовательная среда в аспекте ее интеллектуализации через информационные системы образовательного назначения, функционирующие на базе цифровых информационных технологий. Приведены условия интеллектуализации такой среды, направленной на повышение эффективности ее функционирования.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информатизация образования, интеллектуализация, образовательная информационная система, интеллектуальная информационная система, адаптация в обучении, цифровые информационные технологии, индивидуализация обучения.
Загрузить  | PDF, 578Kb